Правоохранительные органы и судебная система РФ

Правоохранительные органы

Правоохранительные органы – особые органы, деятельность которых направлена на охрану правопорядка и законности, защиту прав и свобод человека.

Большое значение для обеспечения законности и правопорядка в РФ имеет деятельность прокуратуры. На нее возложены следующие функции:

1. Надзор за исполнением законов органами государственной власти и местного самоуправления, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием издаваемых ими правовых актов.

2. Надзор за соблюдением прав и свобод человека.

3. Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание, предварительное следствие, исполнение наказаний, содержание задержанных и заключенных под стражу.

4. Надзор за исполнением законов  судебными приставами.

5. Уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными  уголовно-процессуальным законодательством РФ.

6. Координация деятельности правоохранительных  органов по борьбе с преступностью.


Прокуратура составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ.

Свои полномочия прокуратура осуществляет независимо от других органов государственной власти. Закон прямо запрещает органам государственной власти и местного самоуправления вмешиваться в деятельность прокуратуры.

Для обеспечения независимости прокурорских работников закон наделяет их неприкосновенностью. Уголовное дело, а также производство об административном правонарушении  в отношении работника прокуратуры может быть возбуждено только с согласия вышестоящего прокурора за исключением случаев возбуждения уголовного дела судом.


В то же время принцип независимости накладывает определенные ограничения и на самих работников прокуратуры: 

  • они не могут состоять в общественных объединениях, преследующих политические цели (например, быть членами политических партий);
  • не имеют права заниматься другой оплачиваемой или безвозмездной деятельностью, кроме научной, преподавательской и иной творческой деятельности;
  • не могут входить в выборные органы государственной власти и местного самоуправления. 


Возглавляет систему органов прокуратуры Генеральный прокурор РФ, который назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по предложению Президента РФ.

Совет Федерации назначает на должность и освобождает от должности также и заместителей Генерального прокурора.

Прокуроры субъектов РФ назначаются непосредственно Президентом РФ.


Главная функция прокуратуры – надзор за соблюдением законности.

Важную роль прокуратура играет и при расследовании преступлений. Прокуроры осуществляют надзор за соблюдением законодательства органами, ведущими следствие по уголовным делам, в установленных законом случаях дают согласие на возбуждение перед судом ходатайства об избрании меры пресечения или производстве следственных действий. Например, согласие прокурора требуется для ходатайства о заключении обвиняемого под стражу или производстве обыска в жилом помещении.

При рассмотрении уголовного дела в суде прокурор от имени государства поддерживает обвинение.


В гражданском процессе прокурор может участвовать в целях защиты интересов государства, муниципальных образований, а также в тех случаях, когда затрагиваются существенные права граждан (например, участие прокурора обязательно при рассмотрении судами дел о признании гражданина недееспособным, лишении родительских прав и усыновлении).


Следственный комитет РФ является федеральным государственным органом, осуществляющим полномочия в сфере уголовного судопроизводства.

Главная задача СК РФ – оперативное и качественное расследование преступлений.

СК РФ расследует не все преступления, а только те, что отнесены законом к его компетенции: убийства, похищения людей, бандитизм, получение взятки, налоговые преступления, преступления, связанные с нарушением конституционных прав граждан.


Как и прокуратура, СК РФ не относится к какой-либо ветви государственной власти и независим от других государственных органов. Для обеспечения этой независимости закон устанавливает для сотрудников СК РФ те же гарантии и те же ограничения, что и для работников прокуратуры.

СК РФ возглавляет Председатель, которого назначает и освобождает от должности Президент РФ. 

Во всех субъектах РФ действуют управления СК РФ.


Широкой компетенцией обладает Министерство внутренних дел - федеральный орган исполнительной власти, отвечающий за разработку и реализацию государственной политики в сфере внутренних дел. К основным функциям МВД относятся:

  • обеспечение защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан;
  • противодействие преступности;
  • охрана общественного порядка и собственности;
  • обеспечение  общественной безопасности;
  • руководство паспортной системой;
  • надзор за соблюдением правил и стандартов в области дорожного движения;
  • контроль за оборотом гражданского оружия. 


В структуре органов внутренних дел ведущая роль в обеспечении защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан, охране общественного порядка и борьбе с преступностью принадлежит полиции.

Деятельность полиции регламентируется законом «О полиции» от 7 февраля 2011 г. Закон устанавливает следующие направления деятельности полиции:

1. Защита личности, общества, государства от противоправных посягательств.

2. Предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений.

3. Выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам.

4. Розыск лиц.

5. Производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний.

6. Обеспечение правопорядка в общественных местах.

7. Обеспечение безопасности дорожного движения.

8. Контроль за соблюдением законодательства РФ в области оборота оружия. 

9. Контроль за соблюдением законодательства РФ в области частной детективной и охранной деятельности.

10. Охрана имущества и объектов, в том числе на договорной основе.

11. Государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц.

12. Осуществление экспертно-криминалистической деятельности.


Сотрудникам полиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. 

В случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, сотрудники полиции обязаны разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина. Например, при задержании гражданина сотрудники полиции обязаны сообщить , что явилось причиной задержания и разъяснить задержанному его право на юридическую помощь, право на услуги переводчика, право на уведомление близких лиц о факте его задержания, право на отказ от дачи показаний.


Для исполнения своих обязанностей по охране порядка и пресечению противоправных действий сотрудники полиции в установленных законом случаях могут применять физическую силу, специальные средства (резиновые палки, слезоточивый газ, водометы) и даже огнестрельное оружие. Однако основания и порядок применения таких средств подробно регламентируются законом. 

Например, закон запрещает наносить удары резиновой палкой по голове и шее, использовать водометы при температуре воздуха ниже нуля градусов по Цельсию, применять спецсредства при пресечении незаконных собраний, митингов, демонстраций и шествий ненасильственного характера, которые не нарушают общественный порядок, работу транспорта, средств связи и организаций.


В состав полиции входит Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД)

К ее ведению относится надзор за соблюдением правил и стандартов в области дорожного движения.

ГИБДД осуществляет прием экзаменов на получение права управления транспортными средствами, организует движение транспорта и пешеходов, ведет учет транспортных средств.

В установленных законом случаях сотрудники ГИБДД могут останавливать и досматривать транспортные средства, проверять документы на право управления ими и на перевозимые грузы, задерживать и привлекать к административной ответственности лиц, совершивших правонарушения в сфере дорожного движения. 


Министерство юстиции РФ является федеральным органом исполнительной власти, на который возложены следующие функции:

1. Проверка законопроектов на соответствие Конституции и другим законам страны.

2. Проверка законодательства субъектов федерации на соответствие Конституции РФ и федеральным законам.

3. Обеспечение установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов.

4. Обеспечение исполнения уголовных наказаний.

5. Регистрация некоммерческих организаций, включая политические партии и религиозные организации.

6. Регистрация федеральных нормативно-правовых актов.

7. Регистрация уставов муниципальных образований.

8. Систематизация законодательства, организация выпуска официальных изданий – кодексов, сборников законодательства и т.д. 

9. Регулирование деятельности учреждений, регистрирующих акты гражданского состояния.

10. Контроль за деятельностью нотариата.

11. Оказание бесплатной юридической помощи и повышение правовой грамотности населения.

В состав Министерства юстиции входят Федеральная служба судебных приставов (ФСПП), Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН).


Сотрудники ФСПП обеспечивают  охрану зданий и помещений судов, поддерживают порядок в зале судебных заседаний, осуществляют принудительное исполнение судебных актов и актов других органов и должностных лиц, в том числе занимаются розыском и изъятием имущества ответчика, организуют оценку и реализацию изъятого имущества.

ФСИН осуществляет функции по исполнению уголовных наказаний и по содержанию под стражей подозреваемых, обвиняемых, осужденных, а также функции по контролю за поведением условно осужденных.


Федеральная служба безопасности (ФСБ) осуществляет решение задач по обеспечению безопасности РФ. Деятельность органов ФСБ осуществляется по следующим основным направлениям:

1. Контрразведывательная деятельность.

2. Борьба с терроризмом.

3. Борьба с преступностью.

4. Разведывательная деятельность.

5. Охрана государственной границы и пограничная деятельность.

6. Обеспечение информационной безопасности.


В сфере борьбы с преступностью на органы ФСБ возложены задачи по борьбе с такими опасными преступлениями, как терроризм, незаконный оборот оружия и наркотиков, преступления против основ государственного строя и безопасности государства, незаконное пересечение государственной границы.

ФСБ является централизованным органом и подчиняется непосредственно Президенту РФ, который назначает и освобождает от должности директора ФСБ.


Особое место среди правоохранительных органов занимает адвокатура.

В отличие от других органов охраны правопорядка, адвокатура является не органом государственной власти, а независимой общественной организацией, объединяющей профессиональное сообщество адвокатов.

Адвокат - это независимый профессиональный советник по правовым вопросам, оказывающий физическим и юридическим лицам квалифицированную юридическую помощь.


Решение о присвоении статуса адвоката принимает квалификационная комиссия адвокатской палаты субъекта РФ после сдачи кандидатом, претендующим на приобретение статуса адвоката, квалификационного экзамена. 

Кроме успешной сдачи экзамена, претендент должен иметь высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности не менее 2 лет.


Оказывая юридическую помощь, адвокат:

1. Дает консультации и справки по правовым вопросам как в устной, так и в письменной форме.

2. Составляет заявления, жалобы, ходатайства и другие документы правового характера.

3. Участвует в качестве представителя доверителя в конституционном, гражданском и административном судопроизводстве.

4. Участвует  в качестве защитника доверителя в уголовном судопроизводстве и производстве по делам об административных правонарушениях. 

5. Представляет интересы доверителя в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях.

6. Участвует в качестве представителя доверителя в исполнительном производстве, а также при исполнении уголовного наказания.

7. Выступает в качестве представителя доверителя в налоговых правоотношениях.


Закон провозглашает независимость адвоката в осуществлении его профессиональной деятельности.

Адвокатам запрещается негласно сотрудничать  с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, адвокат обязан сохранять в тайне сведения, полученные от своего доверителя, он не может быть допрошен об этих сведениях или привлечен к ответственности за отказ от их разглашения.

Проведение в отношении адвоката оперативно-розыскных и следственных действий (например, обыск в его жилом или служебном помещении) возможно только по решению суда.


Адвокат обязан честно, разумно и добросовестно отстаивать права и законные интересы доверителя всеми не запрещенными законом средствами. 

Адвокат не вправе принимать от доверителя заведомо незаконные поручения (например, поручения о передаче взятки сотрудникам следственных органов или суда), делать заявления о виновности доверителя, если тот ее отрицает, занимать по делу позицию вопреки воле доверителя, за исключением случаев, когда адвокат убежден в наличии самооговора доверителя.


Право граждан на получение квалифицированной юридической помощи гарантируется статьей 48 Конституции РФ. 

Адвокаты оказывают гражданам бесплатную юридическую помощь в таких делах, как взыскание алиментов, нарушение трудовых прав, установление и перерасчет пенсий и социальных выплат, защита прав потребителей.

Право на бесплатную юридическую помощь  имеют малоимущие граждане, инвалиды I и II групп, дети-сироты, ветераны войн, недееспособные лица.

Гражданам, задержанным по подозрению в совершении преступления или обвиняемым по уголовному делу, юридическая помощь также может оказываться бесплатно. 


Для обеспечения независимости адвокатов закон устанавливает для лиц, занимающихся адвокатской деятельностью, ряд ограничений. Они не могут состоять на службе в органах государственной власти и местного самоуправления, им запрещается заниматься иной оплачиваемой деятельностью, кроме научной, преподавательской или иной творческой деятельности.

Для осуществления адвокатской деятельности адвокаты создают свои профессиональные объединения. Все лица, имеющие статус адвоката, должны являться членами Адвокатской палаты того субъекта федерации, на территории которого они осуществляют свою деятельность.

Судебная власть в РФ

Правосудие в РФ осуществляется только судом.

Правосудие - рассмотрение и разрешение судами уголовных, гражданских и административных дел, отнесенных к их компетенции.

Подавляющее большинство дел рассматривается районными, городскими, областными судами. 

Создание чрезвычайных судов не допускается.

Судьи неприкосновенны, независимы и подчиняются только закону. 

Рассмотрение дел во всех судах открытое.

Судопроизводство базируется на принципах состязательности (с участием адвоката и прокурора) и равноправия сторон.


Функции судебной власти

1. Разрешение конфликтов, возникающих в обществе. 

Цель судебной власти – разрешать эти конфликты на основе законности и общественных представлений о справедливости. Эта функция называется правосудием.

2. Судебный контроль за законностью.

Судебные инстанции контролируют законность и обоснованность судебных решений, вынесенных нижестоящими судами.  Суды наделены правом признавать недействительными акты органов исполнительной власти и местного самоуправления в случае их противоречия Конституции и законам.

3. Контроль за обоснованностью мер процессуального принуждения.

Заключается в том, что такие действия правоохранительных органов, как заключение гражданина под стражу, содержание под стражей, проведение обысков, контроль за перепиской и телефонными переговорами возможны только по решению суда.

4. Толкование правовых норм.

Предполагает право судов в установленных законом случаях определять, как именно следует понимать и применять юридические нормы.

5. Удостоверение фактов, имеющих юридическое значение.


Выражается в том, что суды устанавливают и официально удостоверяют факты, на основании которых возникают, изменяются или прекращаются личные или имущественные права граждан и организаций. Например, признание лица умершим, безвестно отсутствующим, установление отцовства, признание недееспособным возможно только по решению суда.


Правовой статус судебной власти

Среди трех  ветвей власти судебная занимает особое положение. Она не подлежит контролю со стороны законодательной и исполнительной властей, напротив, судебная власть сама контролирует соблюдение законов двумя другими ветвями.

Особое положение судов как органов власти определяется и тем, что, с одной стороны, судебная власть является одной из ветвей государственной власти, а суды – неотъемлемой частью аппарата государства. С другой стороны, представителям судебной власти часто приходится разрешать конфликты, стороной в которых является государство в лице различных органов. И такие конфликты должны разрешаться непредвзято и справедливо.

Справедливое разрешение конфликтов возможно лишь при условии обеспечения подлинной независимости судов, высокой квалификации и профессиональной культуры судей.

Должность судьи может занимать гражданин РФ, не моложе 25 лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности не менее 5 лет. Кандидату на должность судьи необходимо сдать квалификационный экзамен, он должен иметь безупречную личную и профессиональную репутацию.


Для обеспечения независимости судебной власти Конституцией предусмотрены следующие гарантии:

1. Подчинение судей только Конституции РФ и законам.

2. Финансирование судов из федерального бюджета.

3. Несменяемость судей.

4. Неприкосновенность судей.

Принципподчинения судей только Конституции и законам означает, что при вынесении решений и приговоров судьи должны руководствоваться исключительно положениями нормативно-правовых актов, они не должны принимать указания от кого бы то ни было, включая должностных лиц.


Деятельность всех судов независимо от их территориальной принадлежности финансируется только из федерального бюджета. Суды не могут финансироваться из бюджетов субъектов федерации или муниципальных образований. Не могут суды принимать пожертвования или финансовую помощь от юридических и физических лиц.

Принцип несменяемости судей означает, что судья не может быть назначен или избран на другую должность или в другой суд без его согласия. 


Полномочия судьи могут быть прекращены только по основаниям, указанным в законе. К таким основаниям закон относит:

1. Неспособность по состоянию здоровья или другим уважительным причинам в течение длительного времени исполнять обязанности судьи.

2. Достижение предельного возраста пребывания в должности судьи.

3. Прекращение гражданства РФ.

4. Занятие деятельностью, несовместимой с должностью судьи.

5. Совершение поступка, позорящего честь судьи, умаляющего авторитет судебной власти.

6. Вступление в законную силу обвинительного приговора в отношении судьи, решения о признании его недееспособным или об ограничении его дееспособности.

7. Отказ судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или реорганизацией суда.


Неприкосновенность судей означает, что судья не может быть привлечен к какой-либо ответственности за выраженное им при осуществлении правосудия мнение и принятое решение, за исключением случаев вынесения заведомо неправосудного решения.


Судья не может быть привлечен к административной и дисциплинарной ответственности. 

Уголовное дело в отношении судьи может быть возбуждено только Генеральным прокурором РФ при наличии согласия соответствующей квалификационной коллегии судей.

Неприкосновенность судьи распространяется также на его жилище и служебное помещение, используемые им транспорт и средства связи, его корреспонденцию, принадлежащие ему имущество и документы.

Судебная система

Судебную систему РФ составляют федеральные суды и суды субъектов РФ. 

К судам субъектов РФ относятся конституционные и уставные суды субъектов РФ, мировые судьи.

Конституционные и уставные суды субъектов РФ занимаются толкованием конституций и уставов субъектов РФ, рассматривают вопросы о соответствии конституции или уставу субъекта федерации нормативно-правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъектов федерации и органами местного самоуправления.


Мировые судьи составляют нижний уровень российской судебной системы. 

Они рассматривают дела об административных правонарушениях, а также мелкие гражданские и уголовные дела.

В современной России к мировым судьям предъявляются те же требования, что и к судьям федеральных судов. Мировые судьи назначаются на должность законодательными органами субъектов федерации либо избираются местным населением. Это наиболее близкое к населению звено судебной системы. 


Мировые судьи рассматривают в первой инстанции:

1. Подсудные им уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает 3-х лет лишения свободы.

2. Дела о выдаче судебного приказа.

3. Дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях.

4. Некоторые категории дел, возникающие из семейно-правовых отношений. 

5. Дела по имущественным спорам (в том числе о разделе имущества между супругами), при цене иска, не превышающей 50 тысяч рублей.  Исключение составляют дела о наследовании имущества и дела об интеллектуальной собственности, которые всегда рассматриваются федеральными судьями. 

6. Дела об определении порядка пользования имуществом.

7. Дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции мирового судьи. 

Решение или приговор, вынесенный мировым судьей, могут быть обжалованы в федеральном суде.


Федеральные суды составляют наиболее многочисленную категорию судов в РФ. Федеральными являются все суды, кроме конституционных и уставных судов субъектов федерации и мировых судей.

В зависимости от категории рассматриваемых дел, в российской судебной системе до 2014 г. выделялись три ветви судебной власти.

Первую представляет Конституционный Суд РФ. Главная его задача – рассмотрение запросов о соответствии законов и подзаконных актов Конституции РФ


Вторую ветвь образовывали арбитражные суды. В систему арбитражных судов входили Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, Арбитражные апелляционные суды и арбитражные суды субъектов федерации.

Но в 2013 г. Президентом РФ были внесены на рассмотрение Государственной Думы поправки к Конституции РФ, предполагающие упразднение Высшего Арбитражного Суда и передачу его функций и полномочий Верховному Суду РФ. Эти поправки вступили в силу в 2014 г. 

Арбитражные суды рассматривали споры, возникающие в сфере хозяйственной и предпринимательской деятельности. 


Следующую, наиболее разветвленную ветвь представляют суды общей юрисдикции, осуществляющие правосудие по гражданским, административным и уголовным делам. В системе судов общей юрисдикции можно выделить 4 ступени.

Нижнюю составляют мировые судьи.

Вторую ступень составляют районные и городские суды. Эти суды принимают апелляции на решения мировых судей и рассматривают в первой инстанции дела, отнесенные законом к их компетенции.

Третью ступень образуют верховные суды республик, областные, краевые суды, суды городов федерального значения, автономных округов и автономной области.

Эти суды являются апелляционной инстанцией по отношению к районным и городским судам, а также рассматривают в первой инстанции подсудные им категории дел.

Например, суды этой ступени рассматривают дела об особо опасных государственных преступлениях, о бандитизме, об умышленном убийстве при отягчающих обстоятельствах.


На вершине пирамиды судов общей юрисдикции находится Верховный Суд РФ, который является высшим судебным органом по гражданским делам, делам по разрешению экономических споров, уголовным, административным делам.

В рамках своих полномочий Верховный Суд:

  • осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов, образованных в соответствии  с Федеральным конституционным законом «О судебной системе РФ», рассматривая гражданские дела, дела по разрешению экономических споров, уголовные, административные дела, в качестве суда надзорной инстанции, а также в пределах своей компетенции в качестве суда апелляционной и кассационной инстанций;
  • рассматривает отнесенные к его подсудности дела в качестве суда первой инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам;
  • в целях обеспечения единообразного применения законодательства Российской Федерации дает судам разъяснения по вопросам судебной практики.

В состав Верховного Суда входят несколько коллегий – объединений судей, рассматривающих дела определенной категории: Апелляционная коллегия, Коллегии по гражданским, административным и уголовным делам, Военная коллегия.

Решения Верховного Суда носят окончательный характер и в рамках судебной системы РФ обжалованию не подлежат.


В системе судов общей юрисдикции особую группу составляют военные суды

Военные суды осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах РФ и в органах, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

Возглавляет систему военных судов Военная коллегия Верховного Суда РФ.

В военных судах дела рассматриваются по тем же правилам, что и в остальных судебных органах. 

Особенностью военных судов является то, что их судьи одновременно являются военнослужащими и имеют воинские звания.